На Кавказе в 1943 году зима стояла холодная. Глубокий снежный покров лежал на полях. Немецко-фашистские войска, преследуемые частями и соединениями Красной Армии, поспешно отступали в западном направлении.
После боя с танками противника в районе Газырского зерносовхоза, бригада продолжала наступление в направлении станицы Брюховецкой. Вскоре немцы были выбиты из хутора Пролетарского. Здесь-то и получил штаб данные разведки: впереди действуют танки противника. Готовимся к отражению танков. Хутор скрывает нас от неприятеля. Делаем малую перегруппировку своих противотанковых средств и занимаем выгодные рубежи.
Холодный ветер пронизывает насквозь, коченеет тело, особенно замерзают ноги. Находимся за высоткой около крайних домов, но зайти в них обогреться нельзя, иначе прозеваешь противника и тогда может случиться непоправимое.
На этот раз противник не осмелился пойти в контратаку. Они решили дать танковый бой позднее, в Брюховецкой.
В том бою героически отражала танковую атаку батарея под командованием старшего лейтенанта Шульги в районе хутора Днепровский. Батарея, уничтожив 6 танков противника, осталась без снарядов.
И тогда личный состав батареи взялся за автоматы. Но силы были слишком неравные, и герои-артиллеристы пали смертью храбрых со своим командиром.
В боях с танками противника в районе хутора Бейсужок погибло 9 человек из батареи, которой мне тогда довелось командовать.
Части бригады, возобновив наступление, продвигались вперед, а на восточной окраине Днепровского, на площади у клуба осталась братская могила доблестных бойцов и офицеров бригады, павших за честь и независимость нашей Родины.
Впереди, в полосе наступления бригады, находился сильный оборонительный рубеж противника - Брюховецкая. В районе ее и Переясловской оборонялись два полка 50-й пехотной дивизии, полк 4-й горнострелковой дивизии румын и до 60 танков противника. Это был сильный орешек, который надо были разбить.
Противник хорошо просматривал все подступы к Брюховецкой, и вся прилегающая местность была пристреляна артиллерией.
При подходе к Переясловской противник открыл по частям бригады прицельный мощный артиллерийский огонь. Части бригады рассредоточились по обширному открытому снежному полю, увеличив скорость, чтобы избежать излишних потерь, продолжали двигаться к Переясловской.
Вот и станица, растянувшаяся вдоль реки, которая находится под постоянным артиллерийским огнем противника. Снаряды с визгом проносятся над нами, мы обходим холм и занимаем боевые позиции.
Перед нами Брюховецкая. Угрюмо выглядит берег, занятый фашистами. В ночь была получена задача - двум батальонам и частям артиллерии бригады под покровом темноты совершить ночной марш в направлении хуторов Красная Нива и Красная Поляна и ранним утром овладеть ими. Ночной марш совершался по глубокому снегу вблизи противника. Были приняты все меры предосторожности.
Томительно и долго тянулась ночь. Где-то с головы колонны вполголоса передалась команда: батареям занять огневые позиции и быть готовым к открытию огня.
Начался долгожданный рассвет.
Батальоны получают приказ выбить противника из Красной Поляны. В результате короткого боя противник отступил.
Замаскированные противотанковые орудия были установлены непосредственно на берегу реки. Наблюдательный пункт разместили на чердаке одного дома в 200-х метрах от переднего края, откуда хорошо просматривалась впереди лежащая местность. Там держал оборону противник.
Скованная льдом река, далее колхозная птицеферма, где установлены пулеметные точки противника.
Два батальона нашей бригады и 2 батальона 256-й бригады получили приказ командира корпуса о наступлении на станицу.
Под прикрытием артиллерии наши части форсировали реку, прорвали оборону румынского полка и ворвались на северную окраину станицы. В это же время на южную окраину ворвались батальоны 43-й бригады, к исходу дня Брюховецкая была освобождена. Противник в панике бежал.
Не забыть нам тех дней. Тепло встретили нас брюховчане. Обогрели, накормили. Я посылаю низкий солдатский поклон жителям станицы за их гостеприимство в те тяжелые дни Отечественной войны.
П. Шамин
подполковник в отставке
г. Мелитополь
Газета "Строитель коммунизма" от 26 февраля 1974 г. № 25